Александр
Песков родился 13 февраля 1962 года в городе Коряжме Архангельской области. Уже
в возрасте одного года, стоя на стуле, читал стихи и устраивал концерты для
гостей, приходящих в дом. При этом в ход шло все, что попадалось под руку:
мамина помада и одежда из ее гардероба, всевозможные накидушки с кресел. В
возрасте пяти лет состоялось его первое знакомство с цирком. Это произошло в
Сочи, где Саша отдыхал с родителями. Тогда на манеже он впервые увидел Ирину
Бугримову и ее знаменитый номер со львами. Он настолько был захвачен зрелищем,
что, выйдя из цирка после окончания программы, устроил истерику, и родители
вынуждены были вести его второй раз на вечернее представление. "Я влюбился в
цирк, - говорит сегодня Александр, - и эта любовь вернулась ко мне вновь спустя
годы".
6 марта 1968 года на сцене Дома культуры Котласского
целлюлозно-бумажного комбината Коряжмы, на котором работали родители, состоялся
дебют маленького Саши. "Помню, был грандиозный концерт, посвященный
Международному женскому дню. Я читал стихи:
"По магазинам ходит Пит,
перед витринами стоит,
с досады чуть не плачет,
подарок выбирает…"
При этом я трижды забывал слова, трижды уходил за кулисы, выходил вновь, опускал микрофон и в очередной раз говорил: "Стихотворение "По магазинам ходит Пит". Читаю я, Саша Песков". У зрителей в зале была просто истерика. Публика, которая была на том концерте и хохотала до слез, до сих пор вспоминает эту историю. И так, вдохнув однажды запах кулис, я навсегда "заболел" сценой". Будущему артисту было тогда шесть лет.
В 1969 году
Александр поступил в 1 "Е" класс школы № 16 г. Коряжмы. В школьные годы он
занимался во всевозможных кружках, был солистом хора городского Дворца пионеров.
И до сих пор с благодарностью вспоминает своих учителей: директора Дворца
пионеров З. А. Медведеву, Г. Ф. Удавкова, И.В. Волкова, Н. Я. Липатову, Г. З.
Раздобурдина, Л. А. Дуглас, Л. И. Петухову, В. А. Панова, Т. Зеленскую.
Принимал Саша и активное участие в жизни класса и школы, был в редколлегии.
"Я очень любил рисовать карикатуры, увлекаюсь этим и по сей день. Особенно я
любил рисовать зимой, когда светит солнце, лежат сугробы, а по радио идет
"Радио-няня" или "С добрым утром". Театральные радиопостановки я очень любил и
не пропускал ни одного спектакля - ни детского, ни взрослого. И видимо, именно
тогда, когда я слушал эти радиопостановки, происходило формирование меня как
актера".
В 1977 году,
закончив восемь классов, Александр сообщил родителям, что едет поступать в
театральное училище на актерское отделение. Ближайшее театральное училище, куда
принимали после 8 класса, было в Ярославле. Он поехал и поступил. Но так уж было
там заведено, что общежитие предоставляли студентам только с 3 курса. Поэтому
студенту Пескову пришлось снимать крохотную комнатку, размером два на два метра,
в которой умещались только кровать и чемодан, на котором лежали книги, а из
стены торчало пол-печки. Так проучился он три месяца.
В ту осень в
Ярославском цирке шла программа "Озорные чудеса", в которой принимал участие
иллюзионный аттракцион Заслуженной артистки России Альбины Зотовой и ее мужа -
Анатолия Ширманда из известной династии великих клоунов российского цирка.
Будущее было определено: "Программа произвела на меня огромное впечатление, и
тогда я сказал сам себе: "Какое театральное училище? Только цирк!" Я забрал
документы из театрального училища, приехал в родную Коряжму и вернулся обратно в
школу". В школьной библиотеке Александр нашел книгу Ильи Рудберга по пантомиме,
не зная еще тогда, что пантомима станет его профилирующим предметом, начал
интенсивно занимался в самодеятельности, учился играть на кларнете и ксилофоне,
словом, старался освоить все возможное, что могло пригодиться в его будущей
профессии - профессии клоуна.
Помнится, было рискованно выдать свой план:
Еду учиться на клоуна, где чемодан?
Рты поразинули родичи: Ужас какой,
Ты - краснощекий уродище с рыжей башкой?
Поздно, уж был на арене я. Цирк. Для меня
С первого, помню, мгновения в цирке родня.
Следом за мной в парадное глупо спешить,
Бросьте, мои буффонадные, хватит смешить.
Цирк, только цирк, верю, вынянчит:
Лонж доброта, запах веселый, опилочный,
Дней чехарда, песня вагонная, добрая.
Время надежд… Солнце восходит огромное,
Словно манеж.
С этим
стихотворением Леонида Куксо Александр поступил в цирковое училище. Домой
приехал героем. На перроне родители встречали сына с цветами. К тому времени уже
вся Коряжма знала, что Александр Песков поступил в Московское цирковое
училище.
"Два года подряд, каждый день, с восьми утра до восьми, а иногда и
до двенадцати часов вечера я учился. А каждый свободный вечер старался провести
в театре или в цирке. Я знал репертуары всех театров Москвы, не пропускал ни
одного спектакля, бывал на всех постановках гастролирующих трупп. Помню, однажды
был на спектакле "Женщина-змея" в Театре сатиры. Спектакль шел на японском
языке. Я не понимал ни слова, но впитывал каждое движение актеров.
Был еще
один случай. В Театре эстрады давала шоу творческая мастерская разговорного
жанра при Москонцерте: Геннадий Хазанов, Евгений Петросян, Михаил Жванецкий,
Роман Карцев, Клара Новикова, Саша Фриш, Вадим Танков, конферансье Борис Брунов.
Я стою перед входом, билетов в кассе нет. И вдруг вижу, из служебного входа
выходит знаменитейший конферансье Сережа Дитятев. Я к нему: "Сережа, я студент
циркового училища. Пожалуйста, сделайте что-нибудь, чтобы я посмотрел
спектакль!" И вот он ведет меня через служебный вход, по лестнице, заводит в
гримерку… И я вижу всех этих людей, которых знала вся страна!"
…И не знал
тогда Александр, что пройдут годы, и именно по этой лестнице он впервые войдет в
историю российской сцены, потому что его первой сценической площадкой был Театр
эстрады. Именно там родился жанр синхро-буффонады и артист Александр Песков. И
его первой гримеркой будет именно та, в которой такой растерянный он стоял в
этот вечер...
С третьего
курса циркового училища Александра Пескова призвали в армию - в Таманскую
дивизию. Там он был художником, топографом. А спустя год службы был назначен
руководителем Ансамбля песни и пляски Таманской дивизии, которая курировала
цирковое училище. Это был эстрадно-цирковой коллектив из 25 человек и
вокально-инструментальный ансамбль. "Мы делали совершенно уникальные постановки
на все праздники, ставили спектакли, - вспоминает Александр. - Так что опыт
театрального училища не прошел зря".
1983 год.
Отслужив в рядах Советской армии, Александр вернулся в цирковое училище. И вновь
учеба, репетиции, а по вечерам - театры.
Студенчество прервалось неожиданно:
"На одном из уроков акробатики я стал делать сальто-мортале, но приземлился не
на ноги, а на шею. Получил серьезную травму позвоночника, с манежа меня унесли
на носилках, и больше в училище я не вернулся". Калекой он приехал домой, в
Коряжму, и год провел почти без движения. А через год понял, что надо что-то
делать дальше.
4 сентября
1984 года Александр Песков поступил на службу в Котласский театр. В труппе было
30 человек. За плечами у начинающего артиста были лишь трехмесячный опыт учебы в
Ярославском театральном училище и впечатления от огромного количества
спектаклей, просмотренных в Москве. Его первой ролью в театре была роль
прапорщика Заграя в спектакле "Печка на колесе". А вскоре он стал ведущим
характерным актером театра, сыграл 15 ролей. Играл в спектаклях "Страсти в стиле
диско", "Сын полка". "Царевна-лягушка", "Золушка", в великолепной постановке
"Там, где мы бывали", посвященной Великой Отечественной войне. А потом получил
первую в своей жизни женскую роль - роль Бабы Яги. Популярность театра стала
расти день ото дня - взрослые зрители специально приходили посмотреть на его
игру.
Прошел год, и как ведущего артиста театра Александра направили в
Архангельск, на конкурс чтецов имени Ломоносова, в котором принимали участие
артисты театров. Он стал лауреатом Первой премии. И вскоре после этого
художественный руководитель Архангельской филармонии пригласил его на должность
конферансье.
Шел 1986 год.
Вместе с коллективом Архангельской филармонии Александр вновь объехал всю
архангельскую область, но теперь уже как артист эстрады, вел большие концерты. А
спустя год его пригласили в Пермь - на должность конферансье в знаменитейший
тогда коллектив - вокально-инструментальный ансамбль "Контраст" под руководством
Виктора Руденко. Уже тогда Песков начал работать пародию: "Пугачеву", "Гурченко"
и "Леонтьева". Это были первые опыты, которые уже тогда имели оглушительный
успех.
Во время гастролей в Калининграде с предложением о работе конферансье
к Александру обратился директор калининградской филармонии. "К тому времени у
меня уже росла дочь, - рассказывает артист, - и надо было думать о собственном
жилье. И я поехал в Калининград. За год я объехал всю Калининградскую область.
Работать приходилось в разных условиях. Было, что стоишь на сцене, в бабочке и
фраке, и здесь же, по сцене, бегают деревенские собаки, а туфли от мороза
примерзают к полу".
В 1988 году
благодаря писателю-сатирику Виктору Коклюшкину состоялся телефонный разговор
Александра с педагогом Владимиром Ивановичем Точилиным. Этот разговор стал
поворотным в судьбе Пескова. По приглашению Точилина он вновь приехал в Москву,
но теперь уже для подготовки на конкурс артистов эстрады. Приехав на Белорусский
вокзал, он позвонил Точилину домой, и тут ему сообщили, что Владимир Иванович
скончался минувшей ночью. Расстроенный, Александр отправился гулять по Москве.
Проходя мимо театральной кассы, решил купить билет на премьеру Виктюка -
"Служанки", а в нагрузку его обязали взять билет в Кремлевский Дворец Съездов.
Это и был "Его Величество Случай". Второе отделение вел Борис Сергеевич
Брунов. И после концерта Песков решил подойти к нему.
"Как сейчас помню, -
рассказывает Александр, - 20-я гримерка. Постучал, вошел. "Вы кто?" - спрашивает
Брунов. "Я очень хороший артист", - отвечаю. "Ну, то, что вы наглый, я вижу.
Приходи на просмотр через неделю".
И вот воскресный день, Театр эстрады,
художественным руководителем которого был Б.С. Брунов, пустой зал, старенький
магнитофон. В зале темно, горит только одна тусклая лампочка. При трех зрителях
Александр Песков впервые показал свои пародийные номера: "Аллу Пугачеву",
"Валерия Леонтьева", "Людмилу Гурченко", "Агузарову" и "Лайму". И в этот же день
он был приглашен в Московский Театр эстрады на должность артиста оригинального
жанра.
25 декабря 1988 года на сцене Театра эстрады состоялся его дебют.
Выступление привлекло к себе внимание и вызвало всеобщий интерес. Так на
российской сцене возродился жанр "синхро-буффонада". А через некоторое время
Песков понял, что зрителю будет интересней увидеть на сцене не пять образов, а
больше. Так появилась первая сольная программа, в которую вошли 23 пародии.
Всего же за 15 лет существования театра Александром Песковым создано девять
сольных программ:
1988 г. - "Все звезды в гости к нам"
1990 г. - "Я приглашаю вас на праздник"
1993 г. - "Найди свой голос"
1994 г. - "Звездная болезнь"
1995 г. - "Многоликий Песков"
1988 г. - "Маска, я тебя знаю"
1999 г. - "Арлекин"
2001 г. - "Избранное"
2003г. - "Смотрите, я играю!"
Начиная с 1993
года премьера каждой сольной программы проходит в ГЦКЗ "Россия". И каждая из них
заслуженно вызывает единодушно высокую оценку со стороны коллег, прессы и
зрителей, поскольку это - неизменно полная самоотдача, высокий профессионализм
Александра Пескова и балетной труппы театра, роскошь и неповторимость костюмов и
декораций, и - самое главное - любовь к профессии, к артистам и зрителям. Именно
этим объясняется популярность и востребованность артиста вот уже многие годы.
25 декабря. Эта дата считается датой основания Московского театра
синхро-буффонады, бессменным художественным руководителем и режиссером которого
на протяжении вот уже 15 лет является Александр Песков. Сегодня театр с
триумфальным успехом и неизменными аншлагами гастролирует в России, СНГ и за его
пределами. Публика Германии, Израиля, а в особенности Америки, где жанр
синхро-буффонады особенно любим и популярен, всегда с большим восторгом
принимает Короля пародии и его Королевский балет.
25 декабря 2003 года
Московскому театру синхро-буффонады исполняется 15 лет. За эти годы сшито более
600 костюмов, сегодня в в звездной коллекции театра 63 образа, и около 100
номеров. И, кроме того, 10 вокальных композиций в исполнении самого
Александра.
К юбилейной дате подготовлена программа, которая получила
название "Смотрите, я играю!". В марте на сцене ГЦКЗ "Россия" состоялась
премьера. Концерты в зале "Россия" стали началом мирового тура Александра
Пескова, в рамках которого пройдут концерты в Китае, ЮАР, Голландии, Канаде,
США, Израиле, Германии, Латвии, Литве, Беларуси, Украине, Казахстане и других
странах и республиках.
Александр Песков: "В моих спектаклях я высказываю
свое отношение к жизни голосами моих героев. Мне очень жаль, когда заканчивается
представление. Я живу сценой. И это не громкие слова. Это нервы, это пот, это
кровь, это сбитые колени и психологическая нагрузка, и при всем это
единственное, чем я живу. Я люблю моих артистов и моего зрителя. И с этим
чувством любви я каждый вечер выхожу на сцену!"